О ситуации с использованием компонента ВетИС «Веста» на конец января 2019 года

7 февраля 2019 vet-news Ветеринария 79

О ситуации с использованием компонента ВетИС «Веста» на конец января 2019 года

© Центральный аппарат

Уважаемые коллеги, дамы и господа!

Продолжаем знакомить вас с ситуацией, сложившейся в процессе использования компонента ВетИС «Веста» (далее – Веста) лабораториями Россельхознадзора, ветеринарными учреждениями (лабораториями), подведомственными органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации (далее – государственные ветеринарные лаборатории), а также иными учреждениями, производящими лабораторные исследования.

Общая динамика внесения результатов лабораторных исследований

На Рис. 1 показана общая динамика внесения данных об исследованиях за последние 7 месяцев, начиная с июля 2018 года.

О ситуации с использованием компонента ВетИС «Веста» на конец января 2019 года

Рис. 1. Динамика внесения результатов исследований в Весту учреждениями, производящими лабораторные исследования. По горизонтальной оси – количество исследований, внесенных за месяц.

К концу года темп внесения исследований сократился, в январе 2019 количество оформленных исследований на 28,63% меньше по сравнению с декабрем 2018 г. и находится на уровне августа 2018 года.

На Рис. 2 показана общая динамика внесения данных о пробах за последние 7 месяцев, начиная с июля 2018 года.

О ситуации с использованием компонента ВетИС «Веста» на конец января 2019 года

Рис. 2. Динамика внесения сведений о пробах в Весту учреждениями, производящими лабораторные исследования. По горизонтальной оси – количество проб, внесенных за месяц.

Очевидно, что причиной такого резкого снижения интенсивности использования Весты являются продолжительные новогодние каникулы. В различных субъектах Российской Федерации ситуация с использованием Весты принципиально различается.

Об использовании Весты в различных субъектах Российской Федерации

На Рис. 3 показана группа лидеров по количеству исследованных проб - это 6 субъектов Российской Федерации, где оформлено в Весте более 5 тысяч проб за январь (в прошлом месяце таких было 8).

О ситуации с использованием компонента ВетИС «Веста» на конец января 2019 года

Рис. 3. Субъекты Российской Федерации, где наиболее активно велась работа по внесению проб в Весту в январе 2019. По горизонтальной оси – количество проб исследованных за месяц.

Группа аутсайдеров по этому показателю - это 13 субъектов, в которых было оформлено менее 100 проб (в прошлом месяце таких было так же 13): Еврейская автономная область, Магаданская и Томская области, Республики Адыгея, Карачаево-Черкессия, Ингушетия, Калмыкия, Крым, Тыва и Чечня, Ненецкий, Чукотский и Ямало-Ненецкий автономные округа.

Остальные, естественно, являются середнячками.

На Рис. 4 показана группа лидеров по количеству проведенных исследований, это 11 субъектов Российской Федерации, где оформлено в Весте более 50 тысяч исследований за январь (в прошлом месяце таких было 19).

О ситуации с использованием компонента ВетИС «Веста» на конец января 2019 года

Рис. 4. Субъекты Российской Федерации, где наиболее активно велась работа по внесению исследований в Весту в январе 2019. По горизонтальной оси – количество лабораторных исследований за месяц.

Группа аутсайдеров по этому показателю - это 13 субъектов, в которых было оформлено менее 1 тысячи исследований или исследования не вносились вовсе (в прошлом месяце таких было 10): Еврейская автономная область, Республики Адыгея, Карачаево-Черкессия, Ингушетия, Крым, Северная Осетия - Алания, Тыва и Чечня, Томская и Магаданская области, Ханты-Мансийский, Чукотский и Ямало-Ненецкий автономные округа.

Остальные, естественно, являются середнячками.

Количество результатов испытаний, внесенных в Весту, относительно количества оформленных в данном субъекте Российской Федерации эВСД

Оценивая работу, проводимую в различных субъектах Российской Федерации в настоящее время, необходимо уделять внимание не только абсолютным, но и относительным показателям для сравнения работы субъектов между собой. В качестве такого показателя будет выступать количество внесенных исследований в Весте на единицу перемещения подконтрольного товара (определяется по числу оформленных транспортных эВСД).

В группу лидеров по количеству проведенных исследований на единицу перемещений подконтрольного товара (Рис. 5) входит 20 субъектов, в которых за месяц внесено более 0,05 исследований на единицу перемещения (в прошлом месяце их так же было 20). 

О ситуации с использованием компонента ВетИС «Веста» на конец января 2019 года

Рис. 5. Субъекты Российской Федерации, которые входят в группу лидеров по количеству проведенных исследований на единицу перемещений подконтрольного товара. По горизонтальной оси – количество проведенных исследований на единицу перемещения подконтрольного товара за месяц.

Группу аутсайдеров по этому показателю представляют 21 субъект Российской Федерации, в которых оформлено менее 0,01 результата испытаний на единицу перемещения (в прошлом месяце таких было 25): Воронежская, Курганская, Магаданская, Московская, Псковская, Самарская, Тамбовская, Томская и Новгородская области, г. Санкт-Петербург, Еврейская автономная область, Республики Карачаево-Черкессия, Адыгея, Ингушетия, Крым, Северная Осетия – Алания и Чечня, Пермский край Ханты-Мансийский, Чукотский и Ямало-Ненецкий автономные округа.

Остальные, естественно, являются середнячками.

Количество результатов испытаний, внесенных в Весту, относительно количества оформленных в данном субъекте Российской Федерации производственных эВСД

Данный показатель весьма схож технически с описанным в предыдущей главе, но связан не с оборотом подконтрольных товаров на территории субъекта Российской Федерации, а с количеством партий подконтрольных товаров, произведенных в субъекте Российской Федерации.

В группу лидеров по количеству проведенных исследований на произведенную партию подконтрольного товара (Рис. 6) входят 10 субъектов, в которых за месяц внесено более 1 исследования на одну произведенную партию (в прошлом месяце таких было 13).

О ситуации с использованием компонента ВетИС «Веста» на конец января 2019 года

Рис. 6. Субъекты Российской Федерации, которые входят в группу лидеров по количеству проведенных исследований на одну произведенную партию подконтрольного товара. По горизонтальной оси – количество проведенных исследований на единицу производства подконтрольного товара.

Группу аутсайдеров по этому показателю входят 22 субъекта Российской Федерации, в которых оформлено менее 0,05 результатов испытаний за месяц на одну производственную партию (в прошлом месяце таких так же было 22): Вологодская, Воронежская, Кемеровская, Курганская, Магаданская, Московская, Челябинская, Новгородская, Псковская и Томская области, Республики Карачаево-Черкессия, Адыгея, Ингушетия, Крым, Марий Эл, Северная Осетия – Алания и Чечня, Еврейская автономная область, Пермский край, Ханты-Мансийский, Чукотский и Ямало-Ненецкий автономные округа.

Остальные, естественно, являются середнячками.

Динамика оформления результатов испытаний в январе 2019 в сравнении с декабрем 2018 года

Если сравнивать динамику оформления результатов испытаний в январе 2019-го года по сравнению с предыдущим месяцем, то здесь группу лидеров  составляют субъекты Российской Федерации, в которых темп внесения результатов государственными ветеринарными лабораториями увеличился более чем на 100 %.

Это 4 субъекта Российской Федерации (в прошлом месяце таких было 2): Архангельская, Ярославская и Магаданская области, Удмуртская Республика.

В целом на конец января 2019 года в 27 субъектах Российской Федерации отмечен рост внесения результатов в Весту (в прошлом месяце таких было 13):

Архангельская, Ярославская, Магаданская, Костромская, Тюменская, Курская, Тамбовская, Кировская, Пензенская, Брянская, Ленинградская, Белгородская, Ивановская, Ростовская и Томская области,  города Москва и Севастополь, Республики Чувашия, Кабардино-Балкария, Марий Эл, Удмуртия, Тыва, Дагестан, Бурятия и Мордовия, Ставропольский и Пермский края.

В то же самое время в 51 субъектах Российской Федерации отмечено снижение темпа внесения, в прошлом месяце таких было 64, это: Амурская, Астраханская, Владимирская, Волгоградская, Вологодская, Воронежская, Иркутская, Калининградская, Калужская, Кемеровская, Курганская, Липецкая, Московская, Мурманская, Нижегородская, Новгородская, Новосибирская, Омская, Оренбургская, Орловская, Псковская, Рязанская, Самарская, Саратовская, Сахалинская, Свердловская, Смоленская, Тверская, Тульская, Ульяновская и Челябинская области, Республики Алтай, Башкортостан, Калмыкия, Карелия, Коми, Крым, Саха (Якутия), Северная Осетия - Алания, Татарстан и Хакасия, Хабаровский, Алтайский, Забайкальский, Камчатский, Краснодарский, Красноярский и Приморский края, Ханты-Мансийский и Ненецкий автономные округа, г. Санкт-Петербург.

Также отмечаем 7 субъектов Российской Федерации (в прошлом месяце таких было 8), где учреждения, производящие лабораторные исследования, либо не подключены к Весте, либо не вносят в нее результаты: Еврейская автономная область, Республики Карачаево-Черкессия, Адыгея, Ингушетия и Чечня, Чукотский и Ямало-Ненецкий автономные округа. 

Формально эту группу аутсайдеров в январе покинула Томская область, где внесены сведения о 9 исследованиях, ожидаем увеличения этого количества в дальнейшем.

Ситуация с наличием правоустанавливающих документов и подтверждением компетентности лабораторий

Основными правоустанавливающими документами для лабораторий, выполняющих исследования в области ветеринарии и пищевой безопасности являются: лицензия Роспортребнадзора на работу с патогенными микроорганизмами соответствующей группы патогенности; государственная аккредитация (Росаккредитация) для проведения тех исследований, которые проводит данная лаборатория.

По состоянию на январь 2019 года на территории 14 субъектов Российской Федерации (Республик  Адыгея, Ингушетия, Кабардино-Балкария, Калмыкия, Карачаево-Черкесия, Карелия, Тыва и Чечня, Еврейской автономной области, Магаданской и Тульской областей, Ненецкого, Ямало-Ненецкого и Чукотского автономных округов) нет ни одной аккредитованной в национальной системе аккредитации ветеринарной лаборатории, подведомственной органам исполнительной власти в области ветеринарии субъектов Российской Федерации.

Кроме того, на территории Республик Ингушетия и Чечня, Магаданской области и Ямало-Ненецкого автономного округа ни одна из ветеринарных лабораторий, подведомственных органам исполнительной власти в области ветеринарии указанных субъектов Российской Федерации, не имеет лицензии Роспотребнадзора на работу с патогенными микроорганизмами.

В Таблице 1 показаны данные о наличии учреждений, проводящих лабораторные исследования подконтрольной продукции (согласно информации, представленной в Россельхознадзор органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, уполномоченных в области ветеринарии), правоустанавливающих документов и их работе в компоненте «Веста».

Для того чтобы результаты, полученные данной конкретной лабораторией, были доступны любому приобретателю конкретной партии подконтрольного товара, включая конечного потребителя, и любому представителю контролирующих органов на всем жизненном цикле подконтрольного товара, лаборатория должна регистрировать результаты проводимых исследований в компоненте «Веста» и отбор проб для их проведения - в Меркурии.

В Таблице 2 показано процентное соотношение подведомственных учреждений, являющихся лабораториями и проводящих исследования подконтрольной продукции, соответствующих всем критериям (наличие аккредитаций и лицензий, внесение результатов проводимых исследований в компонент «Веста» согласно информации, представленной в Россельхознадзор органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, уполномоченных в области ветеринарии), к общему числу учреждений, проводящих исследования. 

Таблица 1. Анализ функциональности подведомственных учреждений органов управлений ветеринарией субъектов Российской Федерации

№ пп

Наименование субъекта РФ

Всего учреждений

из них

лицензированных

аккредитованных

являются лабораториями и проводят исследования

подкл. к Весте

вносят ис-ия

внесено более 1000

ис-ий

1 Алтайский край 54 39 12 18 18 16 8
2 Амурская область 14 4 1 3 3 2 2
3 Архангельская область 23 13 1 1 1 1 1
4 Астраханская область 17 11 1 1 1 1 1
5 Белгородская область 11 10 4 10 4 4 2
6 Брянская область 30 14 7 8 8 8 8
7 Владимирская область 18 13 2 13 13 3 1
8 Волгоградская область 36 28 1 29 27 17 5
9 Вологодская область 18 8 1 8 1 1 1
10 Воронежская область 35 14 1 14 14 12 1
11 г. Москва 2 1 1 1 1 1 0
12 г. Санкт-петербург 1 1 1 1 1 1 1
13 г. Севастополь 6 1 1 1 1 1 1
14 Еврейская автономная область 9 1 0 1 1 0 0
15 Забайкальский край 34 21 1 7 7 5 2
16 Ивановская область 11 5 1 7 7 5 2
17 Иркутская область 15 11 2 8 8 4 2
18 Кабардино-Балкарская  Республика 1 1 0 1 1 1 1
19 Калининградская область 14 1 1 1 1 1 1
20 Калужская область 16 9 6 8 8 8 3
21 Камчатский край 8 2 1 2 2 2 0
22 Карачаево-Черкесская Республика 13 2 0 1 1 0 0
23 Кемеровская область 30 7 7 7 7 7 5
24 Кировская область 41 21 1 17 16 16 13
25 Костромская область 16 9 2 7 7 5 3
26 Краснодарский край 17 17 14 17 16 16 13
27 Красноярский край 47 19 2 22 2 2 0
28 Курганская область 14 10 1 1 1 1 1
29 Курская область 9 9 1 1 1 1 1
30 Ленинградская область 13 9 5 9 9 9 9
31 Липецкая область 22 13 2 14 14 14 8
32 Магаданская область 12 0 0 0 0 0 0
33 Московская область 5 5 5 4 4 4 3
34 Мурманская область 2 2 1 1 1 1 1
35 Ненецкий АО 1 1 0 0 0 0 0
36 Нижегородская область 55 18 6 6 6 6 3
37 Новгородская область 26 4 3 4 4 3 1
38 Новосибирская область 32 30 7 30 30 25 18
39 Омская область 27 24 1 1 1 1 1
40 Оренбургская область 43 21 1 21 21 21 9
41 Орловская область 10 10 2 10 9 9 8
42 Пензенская область 32 13 1 1 1 1 1
43 Пермский край 16 2 1 1 1 1 1
44 Приморский край 13 10 1 4 3 0 0
45 Псковская область 11 4 1 1 1 1 1
46 Республика Адыгея 12 3 0 3 3 0 0
47 Республика Алтай 12 7 4 7 7 5 3
48 Республика Башкортостан 12 12 1 12 12 12 10
49 Республика Бурятия 3 2 1 2 2 2 2
50 Республика Дагестан 67 7 1 1 1 1 1
51 Республика Ингушетия 7 0 0 2 2 0 0
52 Республика Калмыкия 16 13 0 13 12 6 2
53 Республика Карелия 2 1 0 1 1 1 1
54 Республика Коми 17 1 1 1 1 1 1
55 Республика Крым 25 1 1 1 1 0 0
56 Республика Марий-Эл 17 8 1 1 1 1 1
57 Республика Мордовия 24 12 4 5 5 5 1
58 Республика Татарстан 40 36 1 37 36 30 8
59 Республика Тыва 22 3 0 3 3 3 0
60 Республика Удмуртия 22 3 2 3 3 3 3
61 Республика Хакассия 12 5 1 1 1 1 1
62 Республика Чувашия 25 1 1 1 1 1 1
63 Республика Якутия 39 33 16 35 35 28 3
64 Ростовская область 2 2 1 2 2 1 1
65 Рязанская область 33 8 1 3 3 1 1
66 Самарская область 36 23 1 2 2 1 1
67 Саратовская область 40 36 9 37 36 35 16
68 Сахалинская область 9 3 1 3 3 3 0
69 Свердловская область 36 9 4 9 9 9 7
70 Северная Осетия - Алания 12 3 1 1 1 1 0
71 Смоленская область 2 1 1 1 1 1 1
72 Ставропольский край 31 25 14 24 10 3 2
73 Тамбовская область 26 15 1 1 1 1 1
74 Тверская область 29 10 1 10 5 2 1
75 Томская область 16 9 2 6 1 1 0
76 Тульская область 11 7 0 7 7 4 2
77 Тюменская область 13 11 3 11 11 11 4
78 Ульяновская область 12 11 10 11 11 11 9
79 Хабаровский край 20 1 1 1 1 1 1
80 Ханты-Мансийский АО 2 1 1 1 1 1 0
81 Челябинская область 23 6 1 11 11 9 6
82 Чеченская Республика 6 0 0 1 1 0 0
83 Чукотский автономный округ 1 1 0 1 1 0 0
84 Ямало-Ненецкий АО 3 0 0 1 1 0 0
85 Ярославская область 2 1 1 1 1 1 1

Таблица 2. Соответствие подведомственных учреждений всем критериям, %

№ пп Наименование субъекта РФ учреждения, проводящие исследования из них соответствуют всем критериям %
1 Архангельская область 1 1 100,00
2 Астраханская область 1 1 100,00
3 г. Москва 1 1 100,00
4 г. Санкт-петербург 1 1 100,00
5 г. Севастополь 1 1 100,00
6 Калининградская область 1 1 100,00
7 Кемеровская область 7 7 100,00
8 Курганская область 1 1 100,00
9 Курская область 1 1 100,00
10 Московская область 4 4 100,00
11 Мурманская область 1 1 100,00
12 Нижегородская область 6 6 100,00
13 Омская область 1 1 100,00
14 Пензенская область 1 1 100,00
15 Пермский край 1 1 100,00
16 Псковская область 1 1 100,00
17 Республика Дагестан 1 1 100,00
18 Республика Коми 1 1 100,00
19 Республика Марий-Эл 1 1 100,00
20 Республика Хакассия 1 1 100,00
21 Республика Чувашия 1 1 100,00
22 Северная Осетия - Алания 1 1 100,00
23 Смоленская область 1 1 100,00
24 Тамбовская область 1 1 100,00
25 Хабаровский край 1 1 100,00
26 Ханты-Мансийский АО 1 1 100,00
27 Ярославская область 1 1 100,00
28 Ульяновская область 11 10 90,91
29 Брянская область 8 7 87,50
30 Краснодарский край 17 14 82,35
31 Республика Мордовия 5 4 80,00
32 Калужская область 8 6 75,00
33 Новгородская область 4 3 75,00
34 Республика Удмуртия 3 2 66,67
35 Алтайский край 18 11 61,11
36 Республика Алтай 7 4 57,14
37 Ленинградская область 9 5 55,56
38 Камчатский край 2 1 50,00
39 Республика Бурятия 2 1 50,00
40 Самарская область 2 1 50,00
41 Свердловская область 9 4 44,44
42 Белгородская область 10 4 40,00
43 Республика Якутия 35 13 37,14
44 Амурская область 3 1 33,33
45 Рязанская область 3 1 33,33
46 Сахалинская область 3 1 33,33
47 Костромская область 7 2 28,57
48 Тюменская область 11 3 27,27
49 Иркутская область 8 2 25,00
50 Саратовская область 37 9 24,32
51 Новосибирская облась 30 6 20,00
52 Орловская область 10 2 20,00
53 Томская область 6 1 16,67
54 Владимирская область 13 2 15,38
55 Забайкальский край 7 1 14,29
56 Ивановская область 7 1 14,29
57 Липецкая область 14 2 14,29
58 Вологодская область 8 1 12,50
59 Ставропольский край
Источник статьи: Россельхознадзор

Комментарии

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.


Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.