История появления кошек на Востоке
25 апреля 2018
vet-news
Фелинология
3131

На Востоке кошки начали заселять страны Азии, после того как между Европой и Азией началось активное развитие торговля. В отличие от европейцев в исламском мире эти животные пользовались большим уважением и почитанием, хотя и довольно своеобразным — с примесью восточного мистицизма и эстетического поклонения. У древних персов убийство кошки было таким же преступлением, как и убийство человека. Такое же почтение проявляли к кошкам и на Дальнем Востоке. Разведением священных кошек специально занимались буддистские монахи, причем в Тибете уже в те давние времена кошек обучали охранять сокровища храмов.
В Китае впервые о кошке как о священном животном Мао упоминается в Книге песен (около 600 до н. э.). В соответствии с историческими документами считается, что императорский дворец в Киото был первым местом, где появились эти домашние животные. До наших дней дошли сведения, что Конфуций очень любил кошек. Кроме выполнения своих основных обязанностей – защиты от крыс и мышей урожая и коконов шелкопряда, поскольку торговля шелком является одной из главных составляющих экономики Китая и Японии, кошки выполняют еще одну обязанность — служат своего рода талисманами, приносящими счастье, благополучие и мир в семью. Даже изображения кошек обладают такими свойствами. Так на Востоке оценили обаяние этих животных. При этом считалось, что мистические способности кошки как живого талисмана усиливаются с возрастом — чем старше кошка, тем больше счастья в семье ее владельцев. Маленькую статуэтку кошки, которую должен был иметь каждый китаец, не только служила украшением дома, но и отгоняла от его обитателей злых духов. Предполагалось, что одно присутствие этих животных помогало медитации. До сих пор многие верят, что качествами этих домашних питомцев – умом, осторожностью, высокой порядочностью и утонченностью – обладает тот, кто родился в Год Кота.
А в Бирме и Сиаме считалось, будто души умерших поселяются в телах священных кошек, а затем снова возрождаются в облике человека. В Индии сразу же после появления кошки стали служить символом семейного благополучия. Внешность кошки имела хранительница семейного очага и богиня материнства Сашт. Считалось, что каждый верующий обязан иметь кошку в доме или хотя бы подкармливать беспризорную.
Но священным животным в странах Азии кошка все-таки не стала. Причиной этого (по одной из легенд) стало неуважительное поведение кошки на похоронах Будды – она крепко уснула во время церемонии.
В шестом веке нашей эры в Японию из Китая одновременно с буддизмом попали и первые домашние кошки. Предполагается, что первая кошка приплыла из Китая в Японию в качестве охранника большого количества буддийских книг и рукописей, которые монах секты тендаи вез на корабле. Боясь, что драгоценный груз во время путешествия испортят крысы и мыши, монах взял с собой кошку и священные рукописи прибыли в Японию без повреждений. Поскольку кошка прекрасно справилась с поставленной задачей и уберегла буддийские писания, а также потому, что ее шкурка была желтоватого цвета, в истории и в литературе эта кошка стала известна как «золотая кошка». Первых кошек в Японии использовали исключительно для охраны библиотек. Их держали для сохранения книг и рукописей от грызунов во всех монастырях. В Х – ХI веках во время правления императора Ихийо кошки были редкостью и их очень ценили. Когда императору подарили двух кошек, привезенных из Китая, они были поселены во дворце, где у них была собственная свита и они были наделены всеми привилегиями любимцев императора. Новорожденные котята подносились в подарок наиболее приближенным к императору придворным или продавались очень дорого. Так кошки стали олицетворять собой высокий общественный статус. Из-за высокой стоимости (а стоили они баснословно дорого) кошек все время держали на поводках.
Японцы наделяли кошку такой силой, что для избавления от крыс и мышей считали достаточным просто показать ее – один вид кошки приводил к исчезновению грызунов. Однако простые японцы были не в состоянии приобрести такое дорогостоящее животное и им приходилось в своем доме довольствоваться фарфоровой или деревянной фигуркой кошки или изображением кошки, вышитом на шелке. До сих пор в Японии очень много керамических и фарфоровых кошачьих статуэток.
Но со временем кошек становилось все больше, они переставали быть редкостью и постепенно теряли в глазах людей ценность и уважение. Как позднее в Европе, японцы начали приписывать кошкам связь с силами зла. Это началось примерно в ХII веке и продолжало набирать силу вплоть до XIV, когда возникла легенда о гигантской кошке-оборотне Нэкамата, которая живет в горах и приносит болезни и смерть. Эти же способности стали приписывать и домашним кошкам. По легенде у мистической кошки Нэкамата был раздвоенный на конце или по всей длине хвост, именно в нем и концентрировалась болезнь. И тогда, защищая свой дом от беды, японцы начали купировать домашним кошкам хвосты. При этом, хотя хвосты и обрезали, но пытались выводить бесхвостых кошек и, если такие котята появлялись, они ценились особенно дорого. И только в 1602 году вышел декрет японского императора, положивший конец издевательству над этими животными. Император провозгласил, что обвинение кошек в связи с демонами и со способностью убивать совершенно несправедливо. Предлагалось также не держать кошек на поводках и цепочках, а дать им возможность передвигаться самостоятельно. Торговля кошками была запрещена. Одним из возможных объяснений этого можно считать необходимость уничтожить огромное количество расплодившихся грызунов, причиняющих существенный вред при производстве шелка.
В японском фольклоре и в японской национальной литературе кошки никогда не связывались с силами зла, наоборот, по мнению японцев, они всегда приносили удачу людям и во всем помогали им. Вряд ли можно найти хотя бы одного японского поэта в стиле «хокку», который бы не упомянул кошку. Так называемая «приглашающая кошка» — изображение кошки, сидящей на задних лапах и поднявшей одну из передних лап в приветствии – стало одним из символов Японии. Поднятая лапа в статуэтке приглашающей кошки имеет большой смысл. Поднятая левая лапа означает пожелание финансовой удачи, правая – пожелание личного счастья, крепкого здоровья. 22 февраля Япония отмечает общенациональный «День кошек». Празднование «Дня кошек» именно в этот день связано с цифрой 22.02 (три двойки). На японском языке это звучит как «нян-нян-нян», что воспринимается в японской лексике как кошачье мяуканье.
Комментарии
Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.